Первый раз в детский сад! Cоветы психолога.

Тем родителям, которым посчастливилось устроить своего ребенка в детский садик, будут полезны советы психолога. Ведь первые дни пребывания в новом коллективе, с новым режимом дня вызывают стресс не только у ребенка, но даже у взрослых. 

Период дошкольного детства крайне непродолжительный отрезок времени, но он играет весьма существенную роль в формировании человека. Именно в это время происходит становление всего многообразия свойств и качеств личности. Развитие идет как никогда мощно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, каковым является младенец, ребенок превращается в относительно самостоятельного, активного человека, несмотря на пока еще юный возраст.

В период дошкольного детства закладываются основы личности. Прежде всего, ребенок учится осознавать самого себя: он принимает свое имя, пол, возраст, собственное тело, постепенно начинает осознавать свою активность, деятельность; происходят закладки системы самооценивания. Дошкольник учится управлять своим поведением, предвидеть результат своей деятельности и производить контроль над своими действиями.

Каждый день, час и даже минута — это огромный вклад в формирование личности растущего человека. Первые полтора года жизни маленький ребенок  очень тесно связан со своей матерью. За это время он научается очень многому:   ходить, говорить, самостоятельно есть, пить, но, самое главное, на всю оставшуюся жизнь он получает ответ на вопрос: любим ли я, могу ли я любить и доверять этому миру? И конечно, он нуждается только в положительном ответе  и положительных выводах, которые на неосознаваемом уровне будут с ним до конца жизни.

В этот период наиважнейший человек в жизни ребенка — это мама, которая является гарантом безопасности в этом мире. И если удается создать отношения любви, тепла, заботы, то ребенок  научится доверять этому миру и получит понимание того, что все будет хорошо, а если вдруг что-то не так, то проблемы решаемы.  Говоря о поступлении в ДОУ в этот  ранний и сложный период,  отрыв от матери может сказаться на ребенке крайне негативно. Адаптация внешне может проходить «спокойно», но в душе ребенка будет вскипать буря недоверия ко всему миру в целом – «меня оставили».

Но природа так задумала, что столь тесные детско-материнские отношения в определенный момент должны прерваться и перейти на иной уровень: от практически полного слияния  к  жизни рядом друг с другом. Мать, безусловно, по-прежнему является для ребенка кумиром, предметом обожания, небожителем, но оба они нуждаются в перестройке своих отношений.

Ребенок  постепенно становится самостоятельным, и наступает так называемый кризис трех лет, а как говорят англичане «ужасное двухлетие», когда ребенок стремится к своей самостоятельности, и истово говорит: «Я сам». Этот момент первое испытание на прочность родительской состоятельности и умения выдержать определенный баланс во взаимоотношениях с ребенком. С одной стороны он нуждается в свободе, возможности быть самостоятельным, а с другой стороны — требуются четкие и понятные ребенку границы.

Для посещения детского сада это один из сложных моментов:  период адаптации накладывается на возрастной кризис. Даже те дети, которые начали ходить в детский сад рано, и уже привыкли, в этот период могут измениться в своем поведении и отношении к  детскому саду. Зачастую они становятся капризными, беспокойными, буйным цветом расцветает негативизм. И здесь необходимо очень большое родительское мастерство и слаженность в действиях взрослых, чтобы пережить  более- менее спокойно  этот момент.

Но рано или поздно кризис заканчивается и один этап развития сменяется другим. Ребенок стремительно начинает социализироваться,  учиться устанавливать взаимоотношения со сверстниками, оттачивать свое поведение,  управлять собой. И именно в этом возрасте нахождение в детском коллективе ему просто жизненно необходимо, чтобы он научился уже не только петь, размышлять, рассказывать, а учился устанавливать отношения с окружающими его сверстниками самостоятельно.

Возраст 4 – 5 лет, время, когда в детском саду уже очень желательно появиться. К этому моменту ребенок уже сам хочет находиться в кругу сверстников, и адаптация проходит зачастую легко и быстро.

Кроме естественного хода развития, закладывающего основные черты личности маленького человека, конечно, есть возможность и специально готовиться к детскому саду.  

Последовав простым советам, вы научите ребенка быть самостоятельным и обходиться без вашего 100% внимания и присутствия.

Расскажите ребенку, что детский сад — это хорошо и здорово. Если ребенок любит гулять, расскажите о долгих веселых прогулках. Если ребенок любит шумные компании, расскажите что там много деток, многие из которых, кстати, вполне, могут ему быть уже знакомы по прогулкам на детской площадке. Если ребенок любит индивидуальные игры, расскажите что там много интересных игрушек, в которые он сможет играть. Почувствуйте индивидуальность ребенка, подумайте, что он любит, что ему нравится, и расскажите, как он сможет в детском саду это реализовать. (Но старайтесь не перехвалить детский сад, «рекламируя» игрушки и хороших деток, которые мечтают о том, когда к ним в группу придет ваш сын или дочка. Все должно быть в меру.)

В первый визит в группу познакомьте ребенка с воспитателями, детками, дайте возможность пройтись по групповым помещениям,  и конечно, всем своим видом, всеми своими словами покажите ему, что здесь хорошо и безопасно. Единственное, на мой взгляд, стоит выдержать границу – в группу ходят детки, а мама лишь иногда, может быть сможет зайти туда в гости, пусть это будет детский мир, в который взрослых не пускают.

«Мы с сыночком часто гуляли на детской площадке напротив садика, и мой Никита потихоньку привыкал к малышам по ту сторону забора, они играли в прятки, строили городки из песка и играли с воспитателями. Однажды Никита сам попросил отдать его в детский сад, а мне как раз надо было вскоре выходить на работу. Привыкание к садику, таким способом прошло менее болезненно».- делится впечатлениями Елена, мать шестилетнего Никиты.

Начинайте ходить в садик постепенно, не отдавайте малыша сразу на целый день, и помните: в период адаптации, да и не только, воспитатели — очень важные, ценные союзники, которые могут существенно помочь, в этот непростой период.

Как отмечают многие родители, это самый действенный способ приучить ребенка к посещению садика.

Приходя утром в детский сад, попытайтесь расставаться быстро по-деловому,   «долгие проводы – лишние слезы». Не акцентируйте внимание, что вы расстаетесь, делайте все легко и весело.

«Лучше когда папа его увозит, мужчина всё таки по своей природе не льёт слёзы когда ребёнок поднимает истерики. А я могу позволить себе пожалеть, обнять и ребенок этим очень хорошо пользуется, пару раз даже домой приходилось обратно вести».- на одном из сайтов, делится молодая мама Антонина.

По дороге в детский сад неплохо бы ребенка поотвлекать разговорами от грустных мыслей. Например, я с детьми по дороге в детский сад пытаюсь ответить на всякие разные вопросы: куда может ехать машина? что везет грузовик? что может приготовить повар на обед и т. д., что видим, о том и разговариваем. Приятная, веселая беседа, щедро  полная шуток,     игр отвлекает ребенка от грустных мыслей о расставании, и отлично поднимает настроение.  Ребенок в какой-то степени начинает ждать этого пути в детский сад, ну, а если и в саду есть интересное дело – возможность петь, гулять,   рисовать, то и пребывание там для  малыша — праздник.

  Важно помнить, что о воспитателях и детском саде в целом, ребенку нужно говорить только хорошо. Все возможные трения, недовольства выясняем, решаем строго без ребенка, если что-то не нравится, то лучше пойти  в другой сад или оставаться дома, а не 10 часов  находиться там, где плохо, и где, по мнению мамы, могут обидеть.

Чтобы в детском саду ребенок имел связь с близкими ему людьми, в шкафчике можно повесить небольшую семейную фотографию  или оставить любимую игрушку, к которым ребенок время от времени сможет подойти, посмотреть, взять, тем самым поддерживая связь с домом.

                      Конечно, в столь короткой статье сложно осветить все вопросы адаптации к  дошкольному учреждению, тем более что многие из них не имеют однозначных ответов, это лишь некоторые аспекты, на которые мне психологу и маме четырех детей захотелось обратить Ваше внимание.